Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 г

Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года

 

I. Общие вопросы коррекционноой педагогики

  1. Беличева С.А. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - М.: Ред.-изд. центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1999.
  2. Беличева С.А. Социально-психологический и диагностико-коррекционный инструментарий. - М.: Ред.-изд. центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1999.
  3. Власова Т.А., Певзнер  М.С. О  детях с отклонениями  в развитии. - М.: Просвещение, 1973.
  4. Воспитание трудного ребенка. /Под ред. М.И. Рожкова/. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  5. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. - М.:Издательский центр “Академия”, 1999.
  6. Дети с отклонениями в развитии. /Сост. Шматко Н.Д./ - М.: Аквариум, 1997.
  7. Диагностика школьной дезадаптации. /Под ред. Беличевой С.А., Коробейникова Н.А., Кумариной  Г.Ф./ Пособие  для  школьных  психологов  и  учителей. - М.: Ред.-изд. центр Консорциума “Социальное здоровье  России”,  1995.
  8. Инновации в российском образовании: специальное (коррекционное) образование 1999. - М.: Управление специального образования МО РФ, 1999.
  9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков  характера у детей и подростков. Книга для учителя. 2-е издание. - М.: Просвещение, 1994.

10. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001.

11. Кузнецова И.Г. Педагогическая диагностика причин школьных трудностей. Методические рекомендации для учителей коррекционных классов (I ступень обучения). - Самара: СИПКРО, 1999.

12. Лалаева Р.И, Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: СОЮЗ, 2001.

13. Малер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

14. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М.: АРКТИ, 2000.

15. Основы управления специальным образованием. Под ред. Д.С. Шилова) - М.: Академия, 2001.

16. Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности: (вариант гидроцефалии) Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1982.

17. Педагогическая диагностика развития и  обучения  школьников в системе коррекционного обучения. Методическое пособие для учителей  коррекционных  классов. - М.: АПН  СССР,  НИИ общей  педагогики, 1989.

18. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплект рабочих материалов. /Под общей ред. М.М. Семаго./ - М.: АРКТИ,1999.

19. Пузанов Б.П., Селивёрстов В.И. и др. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: Издательский центр “Академия”, 1998.

20. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: ТЦ “Сфера”, 2000.

21. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой/ - М.: Академия, 2000.

22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: “АРКТИ”, 2000.

23. Специальное (коррекционное) образование: нормативно-правовое обеспечение / Сборник нормативных документов. – Самара, 2004

24. Чистякова М.И. Психогимнастика. Под редакцией Буянова М.И. - М.: Просвещение, 1990.

II. Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР)

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. Лебединской К.С./ - М.: Педагогика, 1982.
  2. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста. /Под ред. Лубовского В.И. Цыпиной Н.А./ - М.: Изд-во АПН СССР, 1989.
  3. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Власовой Т.А. Лубовского В.И. Цыпиной Н.А./ - М.: Педагогика, 1984.
  4. Кузнецова И.Г. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (1 ступень обучения). - Самара: СИПКРО, 2000
  5. Мисаренко Г.Г. Русский язык в классах компенсирующего обучения. 1 класс. Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Ассоциация  авторов и издателей “Тандем”, изд-во “Гном-Пресс” “Новая школа”, 1998.
  6. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. Пособие для учителя. Н.А.Цыпина, И.Н.Волкова, Е.А.Екжанова, и др. /Под ред.Мачихиной В.Ф. Цыпиной Н.А./ - М.: Просвещение, 1992.
  7. Обучение детей с задержкой психического развития /Под ред. В.И.Лубовского/. Пособие для учителей. Изд. 2-е, дополненное. - Смоленск, 1994.
  8. Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей классов КРО. /Под ред. Шевченко С.Г./ - Самара: Изд-во СИПКРО, 1998.
  9. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Я учусь говорить. Тетрадь с печатной основой для занятий по обучению грамоте детей с ЗПР. – М.: Изд-во “Ассоциация XXI век IT”, 1998.

10. Тригер Р.Д. Владимирова Е.В. Мещерякова Т.А. Я учусь писать. Подготовка к обучению грамоте детей, испытывающих трудности в обучении. Пособие для занятий с младшими  школьниками, испытывающими трудности при обучении каллиграфии. - М.: Галс плюс,1997.

11. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения - Что это?, 3 тетради. Дидактический материал для занятий по обучению грамоте детей с ЗПР. – М.: Изд-во “Ассоциация XXI век IT”, 1998.

12. Тригер Р.Д. Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с ЗПР. - М.: Просвещение, 1992.

13. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. Пособие для учителя. - М.: Галс плюс,1997.

14. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.

15. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для учителей классов КРО. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

16. Шевченко С.Г. Природа и мы. Тетрадь с печатной основой для уроков ознакомления с окружающим миром и развития речи и методические рекомендации для учителя. – Смоленск: ТОО “Ассоциация ХХI век IТ”, 1998.

17. Шевченко С.Г. Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Тетради с печатной основой для работы на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях в 1-2 классах КРО. – Смоленск: ТОО “Ассоциация ХХI век IТ”, 1998.

18. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

19. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей, испытывающих трудности в обучении. - М.: Компенс-центр, 1994.

III. Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  2. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М.и др. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических интститутов. /Под редакцией Л.С.Волковой/ - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1995.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 1985
  4. Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. - Спб.: Образование, 1994.
  5. Грибова О.Е., Бессонова Т.П., Ипатова Н.Л. и др. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Пособие  для учителя. - М.: Просвещение, 1992.
  6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  7. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.
  8. Кобзарёва Л.Г., Резунова М.П. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. - Воронеж, ТЦ “Учитель”, 2001.
  9. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. /Под редакцией В.И.Селиверстова/ - М.,1983.

10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.

11. Лопухина И.С.  Логопедия - речь, ритм, движение. - С-Пб.: Дельта, 1997.

12. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /Под редакцией Волосовец/ - М.:  Академия, 2000.

13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.

14. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1994.

15. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.

16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М.: Просвещение, 1989.

17. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000.

18. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 1999.

19. Ястребова А.В.,Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи.  //Библиотека практического логопеда. - Изд. 2-е - М.: АРКТИ, 1997.

IV. Обучение детей с нарушениями слуха

  1. Белик И.С. Музыка против глухоты. Опыт индивидуальных занятий музыкой с неслышащими детьми по программе детской музыкальной школы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С. и др. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  3. Зайцева Г.А. Жестовая речь. Дактилология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. - Спб., 1999.
  5. Назарова Л.П. Развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  6. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  7. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  9. Ермаков В. П., Якунина Г.А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  10. Ермаков В.П. Книга специальных тестов и таблиц для диагностики и развития зрения у детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  11. Ермаков В.П. Профориентация учащихся с нарушениями зрения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  12. Ермаков В.П. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  13. Работа в учреждениях для детей с нарушением зрения./Сост. СвятковскаяТ.Я./ - Самара,1996.
  14. Рожкова Г.И., Токарева В.С. Таблицы и тесты для оценки зрительных функций. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  15. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  16. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классе вспомогательной школы. Пособие для учителя. - М., 1995.
  17. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под редакцией В.В.Воронковой/ - М.: Школа-Пресс, 1994.
  18. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. - М.: Школа, 1993
  19. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. - Красноярск, 1987.
  20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: Бук-мастер, 1993.
  22. Мирский С. Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. - М., 1992.
  23. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе. - М.: Просвещение, 1999.
V. Обучение детей с нарушениями зрения
VI. Обучение детей с нарушениями интеллекта

10. Стребелева Е.А. Дидактические игры для дошкольников с отклонениями в развитии -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

11. Стребелева Е.А. Развитие мышления в процессе коррекции - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

12. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1997.

13. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы - М.: Просвещение, 1990.

VII. Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  1. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом - М., 1991.
  2. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата /Под ред. Сековец Л.С./ – М.: Школьная пресса, 2003
  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001.