Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 г

Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года

 

Добро пожаловать на страницу учебно-методического объединения педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

  

    Нормативные и методические документы, вступающие в силу  с 1 сентября 2025 года

  1. Федеральный закон от 21.04.2025 N 86-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Внесенными в закон «Об образовании в РФ»  поправками предусмотрено, что педагоги, осуществляющие педагогическую деятельность по основным общеобразовательным программам, должны проходить профессиональную переподготовку и повышать квалификацию только в государственных, муниципальных образовательных организациях, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территориях инновационных центров «Сколково» и «Сириус».

       2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 апреля 2025 г. № 315  Утвержден перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования Одновременно приказ № 96 от 28.02.2022 г. признан утратившим силу. Это означает, что программы, методические пособия и методические рекомендации, предлагаемые учебные материалы могут быть использованы в работе  только в том случае, если организация, их разработавшая, входит в новый перечень.

В перечень вошли 17 образовательных организаций Самарской области 

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.03.2025 № 253 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере общего, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, организации отдыха и оздоровления детей, а также оказания им при этом необходимой помощи» -  (Зарегистрирован 15.05.2025 № 82197). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и внесенного в него изменения» утратил силу

       4. Приказ Минпросвещения России от 9 октября 2024 года №704 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" (Зарегистрирован 11.02.2025 № 81220)  Внесены изменения в федеральные основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (объем аудиторной работы, требования к контрольным, практическим работам и домашним заданиям, изменения в учебные планы, перечни (кодификаторы) проверяемых требований к метапредметным и предметным результатам освоения основных общеобразовательных программ). Дано поурочное планирование по учебным предметам. Установлены изменения в части учебных предметов "История" и "Обществознание»

       5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования" (Зарегистрирован 17.07.2025 № 82961).  Внесены изменения во ФГОС НОО и ФГОС ООО: унифицирована структура рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности (теперь ЭОР требуется в тематическом планировании и курсов ВД), внесены изменения в перечни предметных результатов по учебным предметам, в том числе для обучающихся с ОВЗ по отдельным нозологическим группам,  исключено понятие «предметная область», изменены названия отдельных учебных предметов  и т.д.

      6. Порядок применения к обучающимся по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся. Утвержден приказом Минпросвещения России от 27 марта 2025 № 243.  Указано, что меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования; с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития или нарушением интеллекта)

      7. Изменения в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и  (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2”  

Определены требования к организации образовательного процесса (начало и окончание занятий, продолжительность занятий, дневная суммарная образовательная нагрузка на обучающихся и т.д). Коррекционно-развивающие занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья  включаются в объем максимальной учебной нагрузки, установленной для соответствующей возрастной группы.

      8. Порядок оказания несовершеннолетним медицинской помощи: в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях   (Приказ Минздрава России от 14 апреля 2025 г № 213н)

      9. Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования  (Приказ Минпросвещения России от 23 июля 2025 г. № 551)  В разделе 4 представлены ЭОР, рекомендованные к использованию при реализации АООП

     10. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установление предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий (Приказ Минпросвещения России от 26 июня 2025 г № 4950) 

      11. Определены особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования. Приказ Минпросвещения России от 04 апреля 2025 г. № 268, а также установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования. (Приказ Минпросвещения России от 04 апреля 2025 г. № 269)


с 1 марта совершенствуются особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 

Вступил в силу  Федеральный закон № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Установлено, что образовательная организация обязана создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида). Одновременно установлено, что педагогические работники обязаны соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать при необходимости с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Расширен перечень специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами). Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии.

Скорректирован перечень задач, которые должны решать центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Уточнены основания для организации получения ребенком образования на дому или в медицинской организации.

Приказом Минпросвещения России от 01.11.2024 № 763 утверждено Положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

Приказом Минпросвещения России от 22.10.2024 № 731 утвержден новый образец свидетельства об обучении и порядок его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам.


Министерство просвещения России направляет разъяснения по организации образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья

- Письмо Минпросвещения России от 30.08.2024 № ДГ-1478/07 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), с инвалидностью с учетом необходимости обеспечения индивидуализированного подхода")

- Приказом Министерства просвещения РФ от 17 июля 2024 года № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ» были внесены изменения в учебные планы и федеральные рабочие программы отдельных учебных предметов
 Изменения вступают в силу в два этапа:
 первый блок – с 1 сентября 2024 года: новые федеральные рабочие программы (ФРП) учебного предмета «Труд (технология)», изменение даты окончания учебного года
 второй блок  – с 1 сентября 2025 года: новые ФРП по истории и обществознанию для всех нозологических групп,  внесение изменений в федеральные учебные планы

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 года № 67 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ» утверждены изменения ФАОП, касающиеся предметной области «Основы безопасности и защиты Родины»:

       – утверждены федеральные рабочие программы (ФРП) для обучающихся с ОВЗ по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»;

       – внесены изменения в учебные планы в части предметной области «Основы безопасности и защиты Родины».

Данные изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 года.

 

Письмо Министерство просвещения России от 31.08.2023 №АБ-3569/07  "О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г."

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ

Формулировки вариантов заключений ПМПК для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральными образовательными программами общего образования, в том числе адаптированными/ формулировки названий программ, разрабатываемых образовательными организациями на основании заключений ПМПК


 

 

 

Деятельность УМО

deyatelnost

  

В помощь учителю

vpomosh

"Золотая педагогическая коллекция"

 

Учебники для обучающихся с ОВЗ

Федеральные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ